К основному контенту

61. Бюджетный HI FI. Церковь как эталон звука

Свято - Троицкий Задвинский храм в Риге
В конце 2018 года, я посетил церковь. Войдя в храм, я оживился. Пел хор.
Я сразу начал искать глазами исполнителей, и мои уши подсказали мне что они находятся в  алтарной части, прямо напротив входа, за царскими вратами. Я остановился в паре метрах от входа, и стал слушать, впитывая каждую крупицу великолепного живого звука. Внутренним взором я видел призрачные образы певцов, скрытые иконостасами, ощущал каждую ноту, и слышал каждое движение губ, каждый вдох, атмосферу живого, дышащего жизнью помещения, шёпот прихожан. Просто феерия великолепного звука и спокойствие.
Как здорово, подумал я тогда, что мои уши тренированы и я смог сразу определить, где расположен хор, звучание - эталонное.
Небольшое храмовое пространство, было заполнено прихожанами примерно на две трети. Для качественного звучания, заполненность зала является критическим фактором, влияющим на качество звука. В данном случае, каждый прихожанин, играл роль акустического абсорбера гася часть пере отражений звуков пения. Помещение небольшое, поэтому звучание - восхитило. Меня удивило отсутствие ревербераций и порхающих эхо, которые обычно убивают публичный звук. На стенах церкви, не было и наверно никогда не будет ни одного акустического элемента. Это церковь, а не концертный зал. Само здание - акустически великолепно! В основе кирпич и штукатурка. Эталон живого, атмосферного звука. Изучая позднее тему акустики, мне удалось выяснить, что кирпич, не шлифованный камень, грубая штукатурка, являются отличными материалами для равномерного рассеивания звука. Именно такие материалы использованы при строительстве многих церквей. Особую роль играют размеры и форма храма. Удивительно, что нашим предкам удалось построить акустически великолепные здания без кубометров каменной ваты и акустического поролона. 
Немного послушав, я решил пройти вперёд, поближе к хору. Двигаться по прямолинейной траектории не получалось, и я, этакой загогулиной оказался в левой части храма всё ещё находясь спиной ко входу, лицом к алтарю. Я был несколько обескуражен тем, что образы исполнителей, которых мне кстати так и не удалось увидеть воочию, оказались слева от меня, причём совсем близко. Я удивлённо поглядывал на алтарь и не видел более за ним ни единого призрачного образа. Переводил взгляд левее, и видел образы хора недалеко от себя. Что за шутки? Где поют? И в тоже время качество звука - восхищало. Примерно на такую подачу способны моноблоки Denon POA4400A с акустикой Infinity Kappa 8.2i и плеером FiiO X7
Мне пришлось не торопясь сместится в центр храма, и только оказавшись прямо под куполом,  мне удалось стопроцентно локализовать местонахождение исполнителей. А находились певцы в небольшой галерее, над входом. Неудивительно, что зайдя в церковь, у меня создалось впечатление что хор находится за иконостасами, хотя я и удивился - зачем между хором и прихожанами преграда в виде царских врат, ведь это заслоняет прямой звук. Оказалось, что я слышал отраженное пение, и лишь переместившись под купол, в центр храма, я услышал прямой звук.
Интересно, что для создания такой референтной акустики, наверняка не использовались шумомеры и прочий современный инструментарий. Мастера, зная акустические свойства материалов и будущих помещений, создали храм с волшебной акустикой, пользуясь исключительно своими ушами. Кстати, построена церковь в 18 веке. Изначально, церковь проектировал Янис Бауманис, но довести проект до конца не успел. Закончил проект, и воплотил его в жизнь архитектор Аполлон Николаевич Эдельсон.
13.01.2019
© Arkādijs Zeņins 2019
Блог переехал и теперь доступен по адресу www.premiumhifi.lv
Arkādijs Zeņins
06.02.2019



Комментарии