К основному контенту

Premium HIFI. Сабвуфер в HIFI системе

Введение
Есть, такие ужасные для аудиофилов штуки, которые называются сабвуферы. Что, как не огромные, встроенные сабвуферы, утробно гудят из проезжающих мимо автомобилей? Часть аудиофилов считает что сабвуфер это зло, а часть, и в том числе я, не против перейти на тёмную сторону силы и включить бубухалку в свою систему. Хотя мою принадлежность к аудиофилам нужно предать сомнению. Мне нравится музыка по Bluetooth.
На пути интеграции сабвуфера в HI FI систему, аудиофила поджидают препятствия и сюрпризы. Конечное впечатление от подключения этого страшного ящика к прекрасной акустике, сделанной без сомнения из самых лучших, тщательно отобранных компонентов, людьми, которые души не чают в музыке, напрямую зависят от того, насколько успешно аудиофил преодолеет преграды, и от того, насколько он силён в теории Звука Дарующего Радость.
Теория 
Что такое сабвуфер? 
Копирую из Википедии: Сабву́фер (англ. subwoofer) — акустическая система, воспроизводящая звуки самых низких частот звукового диапазона (примерно от 20 до 65 Гц). 
На практике, большинство полочных акустических систем, в том числе некрупных напольников не в состоянии полноценно воспроизвести басовый диапазон в котором собственно находится красивейшая составляющая музыкальных композиций, и, аудиофилу, приходится довольствоваться урезанным вариантом музыки. Для компенсации этого недостатка бытовых HI FI акустических систем, используется HI FI сабвуфер, который берёт на себя роль поддержки, даже вернее полноценного озвучивания басового диапазона. В профессиональной технике, бас, середина и верх, часто вообще разнесены на отдельные динамики для удобства транспортировки колонок и самое главное - бескомпромиссного качества звука, который большинство звуковиков просирают по причине технической безграмотности либо тотальной глухоты. А может по каким то другим неизвестным мне причинам. Но сейчас о бытовых HI FI сабвуферах. HI FI сабвуферы, бывают активные, пассивные, с кроссовером и без. Открытые, закрытые, с лабиринтом и т.д. Естественно, что весь этот зоопарк выглядит и звучит по разному. Так как здесь мы говорим о бытовых HI FI сабвуферах, то мои главные требования это точность, аккуратность, гибкость подключения, гибкость настроек. Понимаю, что, многим важна магическая циферка мощности ввергающая в аудиофилический экстаз персон далёких от понимания синдрома клинической аудиофилии, но поверьте, мощность в домашних условиях, фактор последнего порядка. Конечно мощность в киловатт может впечатлить, но куда её сувать в комнате 20м? 
Практика 
Мне удалось прикупить для себя HI FI сабвуфер Canton Karat AS 200 CS, мощностью аж 200 ватт. Как удалось выяснить позднее, цена нового была около 750 евро. 
Интернеты пишут что HI FI сабвуфер Canton Karat AS 200 CS сделан для домашнего кинотеатра, что в принципе означает что путь в аудифилическое сердце ему сразу и окончательно закрыт. Но мне если честно пофиг кто что думает. Я люблю Bluetooth, и домашним кинозалом, меня не отпугнешь. Звуковые дорожки фильмов содержат массу прекрасной музыки, разве акустика для кино не должна её воспроизвести достоверно? Разве звучание кино не есть колебания атмосферы посредством шатания акустического диффузора электромагнитными колебаниями? Почему акустику делят на киношную и музыкальную? Лепя нелепые ярлыки? Видимо, корни плохой акустики для кино и хорошей для музыки следует искать в прошлом, (да и в настоящем тоже), в тех временах, когда домашний кинозал состоящий из пяти динамиков и сабвуфера стоил дешевле HI FI стерео системы. Естественно что и звучало всё это великолепие хреново. Отсюда и пошло мнение что ДК это плохо. Кстати, многие не в состоянии правильно установить две колонки. Что уж говорить о размещении шести? Но соблазн взять пять колонок и сабвуфер дешевле чем две колонки был велик. Знаю, у меня была такая система из одной коробки. Арифметика здесь простая, если хочешь качественный ДК, то он обойдётся как минимум в три раза дороже чем стерео такого же уровня. Ибо в стерео два канала а в ДК минимум шесть, то есть в три раза больше. HI FI сабвуфер Canton Karat AS 200 CS вооружён кроссовером и усилителем, а также, тремя крутилками регулирующими: мощность, частоту среза и фазу. В принципе всё простенько. Для меня это означает что HI FI сабвуфер Canton Karat AS 200 CS будет скорее всего успешно интегрирован в HI FI систему и мои колоночки Canton Vento 880DC запоют по другому. Что же, займусь подключением. Вариант подключения по низкоточному каналу, для меня отпал. Лень было ковыряться, хотя перспектива освободить усилитель от работы с басами меня привлекает, может быть попробую как нибудь. Под рукой была кучка акустических проводов, поэтому я решил развернуться в высокоточной области подключения, да простят меня электрики за словоблудие в формулировках. 
Плюс этой схемы подключения в том, что, ничего не теряя в среднем и верхнем частотных диапазонах, я превращаю трёх полосную акустику в четырехполосную, освобождая низкочастотные HI FI динамики Canton Vento 880DC от воспроизведения 20 – 80 герцевого участка, отдав этот участок HI FI сабвуферу Canton Karat AS 200 CS. Для этого я воспользовался возможностью бивайрингово подключения акустики. Акустический провод от клемм А, усилителя мощности, длиною два метра напрямую подключен к высоко и среднечастотным клеммам HI FI акустики. Акустический провод от клемм Б, усилителя мощности, длиною 50 сантиметров подключен к высоко токовуму входу HI FI сабвуфера Canton Karat AS 200 CS. Соответственно, акустический провод от высоко токового выхода сабвуфера, длиною 1 метр и 50 сантиметров подключен к басовым клеммам HI FI акустики. Внимание! Длина проводов должна быть идентична, иначе аудиофила ожидает задержка или опережение звукового сигнала а меня закидают аудиофилическими камнями. Провода разной длинны, негативно повлияет на звуковую картину. В теории конечно. Однажды, я констатировал, что, длина акустических проводов правой и левой колонки разнится на полметра, и это не мешало мне в течение года восхищаться звуком разнообразной акустики и писать восторженные заметки о чарующем звуке. 
Итак, описанная выше схема подключения, превращает систему в четырехполосную, оставляя без изменения верх и середину, а так же разделяя и усиляя басовую часть. Это так, упрощенно. 
Место установки 
Бытует мнение, что сабвуфер есть предмет, который можно засунуть куда угодно. Мол, место установки, никак не влияет на звук. Тогда почему бы не засунуть его в задницу тому умнику, который это из себя вы.. рал? Это человек наверняка плохо слышит. И имеет проблемы с логикой. Поэтому сабвуфер в заднице ему явно не помешает. Остерегайтесь таких простых решений. Именно поэтому лучшие производители акустических систем располагают динамики своих HI FI акустических систем где заблагорассудится. Ведь всем известно, что это не влияет на звук. (Шутка) 
Расположить сабвуфер желательно на одной линии с акустикой. А при идеальном размещении, расстояние от высоко, средне и низкочастотных динамиков до ушей слушателя, должно быть одинаковым. Дабы прилёт в уши аудиофила всех частот наступил одномоментно. Что редко возможно, но не исключено. 
Настройка 
Как я писал выше, на задней стенке находятся три крутилки для регулировки: мощность, частота среза и фаза. Понятно, что большинство любителей сабвуферов, выкрутят все ручки на максимум и будут счастливы получив долгожданный бум, бум, бум. Я не был столь радикально настроен, и перед включением выставил мощность на половину, срез частот на 80 герц, а фазу на ноль. Звук не понравился, подгуживал, притормаживал, глотал звуки. Всё таки киношный сабвуфер, подумал я. По науке, такие настройки необходимо проводить с прибором измеряющим АЧХ, но мне удалось прийти к результату на слух. Итак в ходе экспериментов, крутилка мощности остановилась на ⅓ мощности, срез частот так и остался на 80 герцах, а крутилка фазы застыла на 90°, что меня несколько удивило. Должен был быть ноль. Значит что то не учёл. Вопрос Что? 
Звук 
Ну вот и пришло время объявить что звук стал лучше чем у любого Хай Энда и провозгласить мою систему как лучшую в мире. 
На самом деле, мне удалось удачно дополнить HI FI акустику Canton Vento 880DC точным, собранным и мощным басом. Установка и регулировка по аудиофильскому HI FI феншую принесла положительный результат. В процессе настройки, я подобрал такие значения фильтра, которые подходят для большинства музыкальных жанров и записей в том числе для Power Metal. Ведь для аудиофила не секрет - все записи звучат по разному. Альбом J. R. G - Plastic N Ivory зазвучал в новых красках. Настраивая HI FI сабвуфер Canton Karat AS 200 CS я постарался попасть в серединку, годную для большинства записей. Вроде бы не Хай Энд, а звучит достаточно полновесно и звук получился кайфовый. Кстати, несколько прослушанных саундтреков звучат здорово, не хуже музыки.
20.09.2019
© Arkādijs Zeņins 2019
NR. 98
Дополнено 19/04/2020

Комментарии